День рождения есть, виадука нет. В юбилей великого советского архитектора Щусева с сети РЖД пропало одно из его великих строений
Каланчёвский виадук перестал существовать в своём историческом виде. Удивительное сооружение, которое построил великий советский архитектор Алексей Щусев, переделали. 8 октября исполнилось 150 лет со дня рождения великого архитектора первой половины XX века Алексея Щусева. По проекту 2019 года, виадук Щусева сносился и заменялся на типовую железобетонную конструкцию ради расширения Алексеевской соединительной ветки. Помог и тот факт, что здание не имело статуса памятника.
Ранее в результате долгих бесед и переговоров Москомархитектура утвердила новое архитектурно-градостроительное решение (АГР). Гранитная подпорная стена-аркада воссоздавалась после расширения путей. Больше того: на противоположной стороне виадука строилась аналогичная стена. Её изначально Алексей Щусев сам проектировал, но реализован проект не был.
То, что появилось на месте виадука, кому-то кажется стильным, ретроградным. Кто-то уверен, что новое сооружение не хуже берлинских чугунных вокзалов. Третьи говорят, что новый проект реализован без Щусева, но с намёком на Щусева. В общем, реализация кому-то нравится, кому-то не нравится. Но назвать это варварством и непрофессионализмом не может никто. Однако у градозащитников своя точка зрения.
Каланчёвский путепровод. Вид на Ярославский вокзал. Вторая половина 1940-х.
Каланчёвский путепровод — это очень длинная история. И правильнее его называть именно виадуком, а не путепроводом. История с ним интересная. Действительно, первоначально какое-то время железная дорога шла в одном уровне с городскими улицами.
Та самая Алексеевская соединительная линия, которая связывала площадь трёх вокзалов с Курским. В какой-то момент линия стала довольно сильно мешать городу: поездов много, когда состав идёт, то движение через пути невозможно. Тогда и появилась идея построить путепровод, рассказал vgudok.com историк железнодорожного транспорта, кандидат исторических наук Юрий Егоров.
«Первоначально этим занималась Московско-Курская железная дорога. У неё был свой проект, достаточно близкий к модерну. Но там вмешался Щусев, который на тот момент выиграл конкурс на новое здание Казанского вокзала. И вот этот вот вокзал, который уже тогда было понятно, что будет выглядеть, как конспект по древнерусской архитектуре, противоречит модерному виду путепровода.
Получается диссонанс. И Щусев сказал, что он сделает и то и другое. Все на это согласились, но надо сказать, что не сразу. Было несколько промежуточных вариантов проектов.
В итоге было построено то, что находилось на площади до недавнего времени.
Появился путепровод, который, с одной стороны, вписывался в площадь и замыкал её со стороны города. При этом не давил Казанский вокзал, скорее, его обрамлял, оттенял.
Ценность его в том, что он неотъемлемая часть всей площади. И работа Алексея Щусева. Это программный архитектор ХХ века. При этом можно говорить и о царском периоде, и о советском. Человек, который работал во многих архитектурных стилях. У него есть и сталинская неоклассика, и отсылки к конструктивистскому стилю. И действительно, это один из наиболее знаменитых архитекторов ХХ века», — рассказал эксперт.
Реконструкция назрела. Надо было увеличивать количество путей. Но реконструкция линии тянула за собой реконструкцию путепровода. Изначально велся разговор, чтобы сделать максимально близко если не к существовавшему путепроводу, то хотя бы к одной из щусевских идей. Внести минимальные нарушения в сложившийся ансамбль площади, продолжает г-н Егоров.
«Но, к сожалению, позиция Мосгорнаследия такова, что инженерные объекты на охрану они не берут в принципе. Здесь роли не сыграло ничего, ни включённость, что место целиком состоит из памятников. Если посмотреть, то с одной стороны Казанский вокзал, ЦДКЖ, с другой стороны — Ленинградский и Ярославский вокзалы, памятники федерального значения. Логично было бы включить и Щусевский путепровод. Но этого не произошло.
Шли переговоры с РЖД. Они даже готовы были аккуратно снять первоначальный гранит и потом его вернуть на место, но, несмотря на то что какие-то градостроительные решения были утверждены, гранит, то есть камень, делся не пойми куда.
В итоге появилась вот такая вот штука, на которую наклеили непонятный намёк на Щусева.
Конечно, повторить не получилось. Материал не тот, работа не та. Да и в целом идеи у архитектора были совершенно другие. Плюс два несуразных орла со стороны арок. Они подавляют Казанский влкзал.
В итоге памятник руки Щусева погиб. К сожалению, безвозвратно. Получили что-то в духе современной собянинской архитектуры. С попыткой хоть что-то воспроизвести. Но воспроизвести Щусева у них не получилось», — резюмирует эксперт.
P. S. Хотя многие осуждают реконструкцию виадука, частное мнение шеф-редактора Vgudok другое, приводим его без купюр:
«Получилось красиво и стильно. Инженерное решение современное, со стороны выглядит вполне ретроподобно. А на рассвете или ночью — картинка просто замечательная.
К сожалению, мы не успели сделать фотосъемку ансамбля, но сделаем обязательно. Картинка ответила бы на многие вопросы. Архитектурные профессионалы склонны критиковать, а вот дилетанты смотрят на результат более позитивно».
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok
Михаил Задорожный