Деньги, власть и секс. Классик американской литературы размышляет о смысле бизнеса

Опубликовано 10 марта 2023

В постсоветской России американского писателя Теодора Драйзера подзабыли, в то время как советские идеологи его привечали: в СССР драйзеровские романы издавали многомиллионными тиражами, а некоторые даже экранизировали, например, «Американскую трагедию». Книга и фильм позиционировались как разоблачение лицемерия капитализма, его сословных условностей, основанных на уровне доходов и происхождении, стяжательском отношении к людям. Такая трактовка его литературного творчества имела все основания: Драйзер открыто симпатизировал Советскому Союзу и даже вступил в Коммунистическую партию США буквально за несколько месяцев до своей смерти.

В Штатах литературные критики обвиняли Драйзера в чудовищном преувеличении. Мол, автор чересчур обнажил безнравственность «акул капитализма».

Однако другое его базовое произведение — «Трилогия желания» о бизнесмене Фрэнке Каупервуде — в стране победившего социализма хотя и печаталось, но советская критика относилась к нему с некоторой настороженностью, так как писатель не делал обязательных выводов о крахе капиталистического строя и неотвратимости диктатуры пролетариата. И это в то время, когда в Штатах литературные критики обвиняли Драйзера в чудовищном преувеличении. Мол, автор чересчур обнажил безнравственность «акул капитализма».

На мысль написать роман о бизнесмене Фрэнке Каупервуде и его тщетной по итогу жизни погоне за наживой и чувственными наслаждениями писателя подтолкнула биография умершего в 1905 году предпринимателя Чарлза Тайзона Йеркса. Каупервуд, как и его исторический прототип, сделал себе состояние на общественном транспорте. На протяжении всех романов трилогии — «Финансист» (1912 год), «Титан» (1914 год) и «Стоик» (незаконченная книга издана после смерти автора в 1947 году) — герой, заработавший капитал на купле-продаже ценных бумаг, вкладывает деньги сначала в систему конного рельсового транспорта (т.н. «конку»), затем электрического трамвая, а после и метрополитена. Бизнесмен постоянно расширяет своё транспортное дело: начинает он рельсовый городской бизнес в городах США Филадельфии и Чикаго, а затем переносит его в Лондон, где собирается создать единую городскую сеть метро. Драйзер словно предчувствовал тренд на глобализацию американского бизнеса, который начал экспансию на весь мир как раз после окончания Второй мировой войны.

За время своей бизнес-карьеры Каупервуд не гнушался ни биржевых спекуляций, ни коррупционного подкупа, ни шантажа своих подельников из чиновничьей и депутатской среды, ни использования криминальных элементов в деловых отношениях — всего того, что впоследствии назвали «первоначальным накоплением капитала» и с чем граждане СССР познакомились после 1991 года.

Драйзер мастерски подметил и идефикс любого крупного капиталиста — стать монополистом.

Драйзер мастерски подметил и идефикс любого крупного капиталиста — стать монополистом. Его литературный герой всеми правдами и неправдами стремился создать транспортную монополию для фиксации максимальной прибыли, правда, это ему не всегда удавалось. Каупервуду приходилось сталкиваться с интересами не менее «акулистых» коллег и стоящих за ними чиновников, поэтому однажды, не поделив трамвайный рынок с конкурентами, ему пришлось даже посидеть в тюрьме. Сами собой напрашиваются аналогии с судьбами Ходорковского и братьев Магомедовых.

Непуганые жители страны победившего социализма после краха СССР с ужасом наблюдали и за другими «гримасами капитализма», которые так искусно подметил Драйзер, такими как бешеная тяга к роскоши у нуворишей. Каупервуд окружал себя дорогими, но не всегда стильными предметами интерьера и искусства, буквально напичкивая им свои многочисленные дома. Для картинной галереи он затеял пристройку к нью-йоркскому особняку, но так и не завершил строительства — бизнесмен достаточно быстро сгорел от болезни почек.


Прототипом Фрэнка Каупервуда является Чарльз Йеркс, реально живший американский финансист, отличившийся в строительстве городского транспорта в Штатах и Лондоне.

Кончина Каупервуда обнажила ещё одну примечательную черту капиталистов как класса. Его многомиллионное состояние, благодаря которому он слыл одним из самых богатых людей Америки и наверняка попал бы в список «Форбс», если бы такой был в то время, разом скукожилось до сотен тысяч долларов. Причина банальна — долги. Кредиторы и бывшие партнёры затеяли многолетние судебные тяжбы за наследство бизнесмена, что в итоге привело практически к обнулению его богатства.

Можно ли за деньги купить счастье? Примерно так формулировал тему писатель.


Драйзер своей трилогией хотел разобрать побудительные причины, которые заставляют индивидуума заниматься бизнесом: движет ли им жажда наживы или страсть к накопительству, или стремление доказать окружающими свою исключительность. Можно ли за деньги купить счастье? Примерно так формулировал эту тему писатель. Каупервуд показал, что можно купить много красивых дорогих вещей, секс (а у бизнесмена были две официальные жены, одна гражданская на 40 лет младше него и немереное количество любовниц), влияние. Однако по дороге на бизнес-олимп он не только не достиг счастья, но и утратил всякую волю и любовь к жизни. Незадолго до смерти герой задумывался о том, что он оставит после себя, но так эту мысль и не додумал. Проект Каупервуда по созданию объединённого метрополитена в Лондоне не был завершён, его чикагские активы были проданы с молотка, а идея строительства больницы для бедных, о чём он упомянул в завещании, была реализована не на его деньги.

Рекомендация vgudok.com. Трилогию Теодора Драйзера необходимо прочитать всем тем, кто считает своим призванием частную инициативу. Особенно тем бизнесменам, которые видят себя «капитанами» или «генералами» бизнеса. И не только потому, что автор ставит глубокие философские вопросы о смысле и цели предпринимательства. В романах содержится достаточно подробное описание тех манипуляций (и на рынке, и в кулуарах органов власти), которые способствуют успеху или неуспеху начинаний.

В отличие от «Американской трагедии» это произведение Драйзера никогда не экранизировалось, хотя оно написано достаточно простым языком, который легко переформатировать в сценарий. Тем не менее есть основания полагать, что история взлёта и падения Каупервуда, как условного участника списка богатейших людей «Форбса», так или иначе повлияла на развитие шоу-бизнеса в Штатах. Неслучайно именно в США были сняты самые успешные сериалы («Даллас», «Династия»), в которых в той или иной форме обыгрывается жизнь миллионеров/миллиардеров на фоне исторических событий и с подробным описанием их замысловатой личной жизни. Так что вклад Драйзера в массовую культуру ещё предстоит изучить.

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok

Семён Карабанов