Как космические корабли бороздят Большой театр. ПВЛК: музей на рельсах от РЖД и новый формат искусства в массы от vgudok.com

Опубликовано 06 февраля 2020

В наступившем 2020 году по всей сети железных дорог России продолжат путешествовать девять необычных вагонов: не грузовых и не пассажирских. Экскурсионных. Это ПЛВК, или передвижной лекционно-выставочный комплекс. Впереди у него десятки остановок. График передвижения комплекса по всей России можно посмотреть здесь. ПВЛК ОАО «РЖД» уже больше семи лет знакомит жителей России с историей становления и развития отечественных железных дорог, современными инновационными проектами и технологиями. За это время комплекс намотал по стальным магистралям более 500 тыс. км, опробовал рельсы на 16 железных дорогах России, включая Калининградскую, куда его доставили на пароме. ПВЛК посетили свыше 1,2 млн человек.

В состав комплекса входят 12 вагонов (9 из них выставочные), каждый из которых рассказывает об истории развития железных дорог России: от паровоза Черепановых до высокоскоростных поездов. Посетителей удивительного состава в первом вагоне сначала встретят звёздным небом. Как это относится к РЖД, сказать сложно. Возможно, это намёк на попадание в другую галактику. Но уже второй вагон заполнен макетами современных «Ласточек» и «Сапсанов» и их прародителем.

СПРАВКА. Братья Ефим и Мирон Черепановы построили первый в России паровоз в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 года.

Во втором вагоне макеты подвижного состава производства Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ). Экспонаты подвижные, достаточно нажать кнопку и составы начинают ходить по рельсам, а маленькие человечки двигаться. Отдельный вагон посвящён тренажёрам, на которых будущие машинисты учатся управлять поездом. Есть и экспозиция умных и энергосберегающих технологий. При наведении планшета на выставочный образец устройство показывает, как его используют в реальной жизни. Есть вагон, рассказывающий о подвигах на железных дорогах во время Великой Отечественной войны. Ещё одна площадка посвящена строительству БАМа.

Формат поездов-музеев очень перспективен, рассказала vgudok.com психолог Ирина Козина.


«Театры имеют мобильный формат. Есть такое понятие, как театральные гастроли. Когда живёшь в какой-то деревне, не обязательно ехать в Москву, чтобы посмотреть на Олега Меньшикова. Потому что он сам когда-нибудь приедет к зрителю. То есть всегда есть возможность прикоснуться к высокому. Кинотеатры раскиданы по всей стране и тоже нет нужды куда-то ехать, это очень мобильная история. А вот музеи — это интертейнмент очень важный, современный. Но у них есть один большой недостаток — они не имеют мобильного формата, — считает эксперт. — Для того чтобы попасть в Третьяковку, надо доехать до Москвы. Это несправедливо по отношению к жителям других городов, которые ничуть не хуже, чем москвичи. Но у них нет возможности. И они вынуждены оставаться либо на обочине высокой истории, либо тратить огромное количество денег и ехать в столицу.

Мне эта история нравится тем, что создаётся мобильный формат музейного искусства. Теперь можно говорить, что музеи становятся доступными для всех. С точки зрения культурной справедливости это очень правильно. Побольше бы таких поездов. Была бы хорошая идея, чтобы в этих составах были экспонаты не только связанные с развитием железных дорог, но и ещё какие-то другие темы. Брать, к примеру, из каких-то музеев выборку предметов искусства, выставлять их под охраной в таких поездах и реально устраивать музейные гастроли».

Формат передвижных вагонно-выставочных комплексов понятен и объясним — рассказать самое интересное про железную дорогу. А знаете, что ещё было бы любопытно? Зайти в вагон и увидеть, как продвигается реконструкция Транссиба и БАМа, что происходит на Дальнем Востоке и куда делась коллекция шуб бывшего главы монополии. Хотя это уже совершенно другой вид искусства. Со своими интересантами из ФОИВов и регулирующих органов.

Михаил Задорожный