Кино и немцы. И железная дорога. Мировой кинематограф о роли стальных магистралей во Второй мировой войне

Опубликовано 08 мая 2020

В канун Дня Победы традиционно повышается градус идеологической пропаганды. В авангарде самые массовые из искусств: кино и телевидение. Режиссёры пытаются выдать к знаменательной дате очередной военный блокбастер, телеканалы соревнуются в показе тематических картин.

Однако действительно достойных лент, таких как «Летят журавли», «Иваново детство» или «Иди и смотри», не так много. Поэтому чаще всего зрители видят проходящие ленты, которые иронично называют «кино и немцы». В них обычно обязательно присутствует мудрое партийное руководство (это практически все фильмы советского периода), а в современном российском кино — натурализм и экшен. Враг в этих картинах зачастую представлен схематично, иногда карикатурно, иногда инфернально жестоким. Присутствие истеричного Гитлера приветствуется. А между тем нацисты были не настолько глупы и недалёки, если им удалось всего за четыре месяца войны окружить Ленинград и выйти к Москве, а выдавливать их с территории СССР пришлось более трёх лет.

Нельзя сказать, что кинематограф игнорирует роль железных дорог в этих страшных исторических событиях, но и фокусированного внимания им уделяет скупо. Практически в каждой военной киноленте присутствуют сцены эвакуации по железной дороге населения и целых производств, а также бомбёжек и обстрелов гражданских и санитарных составов немецкой военной авиацией. Рассказ о боевых буднях партизан обычно сопровождается изображением их диверсионной работы против немецких эшелонов.

Два месяца Вера Панова провела в военно-санитарном поезде №312, а впечатления от пережитого и увиденного стали основой для повести, принесшей ей признание читателей.

Одни из редких советских картин, полностью посвящённых железной дороге в её санитарном аспекте, — это лента 1964 года режиссера Искандера Хамраева «Поезд милосердия» и её телесериальный ремейк 1975 года «На всю оставшуюся жизнь» режиссёра Петра Фоменко. Обе сняты по повести Веры Пановой «Спутники», за которую она получила Сталинскую премию в 1947 году.

В декабре 1944 года тогда ещё малоизвестная журналистка Панова получила редакционное задание написать брошюру о работе военных медиков. Два месяца она провела в военно-санитарном поезде №312, а впечатления от пережитого и увиденного стали основой для повести, принесшей ей признание читателей.

Несмотря на некоторую схематичность героев, свойственную соцреализму советского искусства, фильм и телесериал получились пронзительными и честными. В них рассказывается не о боевых подвигах, а о подвигах морально изматывающего труда военных медиков, ежечасно сталкивающихся с жестокостью войны, но остающихся милосердными людьми.

Ещё одна профильная военно-железнодорожная лента советской эпохи — «Водил поезд машинист» (режиссёр — Виктор Жилин, 1961 г.) рассказывает о железных дорогах по обе стороны фронта.

Угнанная в плен молодая девушка Ольга работает где-то в Европе стрелочницей на полустанке, мимо которого идут эшелоны с пленными. Другой герой картины, Фёдор тоже попадает в плен, и вынужден работать машинистом паровоза и водить поезда с каторжниками на работы. Ольга и Фёдор организовывают побег товарищей по лагерю, но план срывается и беглецов расстреливают. Фёдор, чудом оставшийся в живых, возвращается после войны на Родину и случайно встречает Ольгу.

События в фильме «Последний бронепоезд» основаны на реальных исторических фактах: окружении и разгроме в августе 1941 года 63-го стрелкового корпуса 21-й армии в районе реки Березина.


Сейчас такой сюжет кажется наивным и чересчур мелодраматичным, однако в фильме много специфического железнодорожного материала, который делает его бесценным с точки зрения понимания особенностей жизни транспортной отрасли в частности и военной и послевоенной эпохи вообще.

Постсоветский кинематограф подарил зрителям также немного сугубо железнодорожного кино. Одно из них — российско-белорусская продукция «Последний бронепоезд» (режиссер — Зиновий Ройзман, 2006 г.), вышедший в трёх версиях: полнометражная лента для кинотеатров, четырёхсерийный фильм для телевидения и более полная версия из шести серий.

События в фильме основаны на реальных исторических фактах: окружении и разгроме в августе 1941 года 63-го стрелкового корпуса 21-й армии в районе реки Березина. На помощь окружённым частям Красной Армии отправлен мощный суперсовременный бронепоезд, который из-за предательства захвачен немцами. Бойцы идут на смертельный риск, чтобы отбить бронепоезд.

Зрители пеняют авторам фильма на то, что война показана однобоко, а в центре событий только бронепоезд. Вряд ли это можно назвать с точки зрения нашего портала недостатком фильма, а вот игру актёров и достоверность чувств героев и изображённых событий вы можете оценить сами, благо в интернете фильм доступен для просмотра.

Фильм «Край» Алексея Учителя хоть и не рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, тем не менее незримыми нитями связан с нею. Главный герой, бывший танкист Игнат в исполнении Владимира Машкова после Победы возвращается в родной сибирский посёлок Край, где отдаётся своей страсти — паровозам. Он восстанавливает брошенный немецкий поезд, одновременно знакомясь с его хозяйкой Эльзой, дочерью репрессированного в начале войны немецкого инженера. Но его одержимость и паровозами, и немкой не находят понимания среди односельчан, вокруг чего начинают кипеть нешуточные страсти.

«Край» номинировался в 2011 году на американский «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.

Фильм отличают не только неоднозначный сюжет, но и современная подача — спецэффекты и напряжённый экшн, что даёт основание некоторым критикам говорить о режиссёрской попытке «поженить» отечественную военную историю с западной формой, характерной для современного кинематографа. Неслучайно «Край» номинировался в 2011 году на американский «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. В любом случае фильм можно посмотреть хотя бы ради красивых съёмок паровозов.

Из относительно свежих профильных релизов стоит отметить военно-историческую драму «Коридор бессмертия» (режиссер — Фёдор Попов, 2019 г.), посвящённую истории строительства и работы «железной дороги жизни» — Шлиссельбургской магистрали, соединявшей Ленинград с Большой землей и находившейся под постоянным обстрелом немецкой артиллерии. Эта дорога была построена в рекордные 17 дней в январе 1943 года. Историческим и литературным консультантом ленты выступил писатель Даниил Гранин, который, к сожалению, не дожил до премьеры.

История вчерашней ленинградской школьницы Маши Яблочкиной, попавшей в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения, вызвала разноречивые отклики у зрителей. Одни назвали фильм скучным и затянутым, других она пробила на слезу. Тем не менее, коммерческий итог работы съёмочной группы удручающ: при 200-миллионном бюджете сборы составил 45,5 млн рублей.

Оказывается, не только в СССР и России снимали и снимают фильмы на военно-железнодорожные сюжеты. Например, в 1978 году на экраны Югославии вышла лента «Битва за южную железную дорогу». В центре событий — действия партизанских отрядов будущего маршала Тито, которым был поставлен приказ блокировать в Южной Сербии и Македонии движение немецких эшелонов.

Сложно говорить о художественных достоинствах ленты почти 40-летней давности с явным идеологическим подтекстом, хотя те, кто её осилил, утверждают, что это типичный образец югославского военного героического эпоса со всеми его перегибами и несуразностями. Не зря же Тито в своих независимых взаимоотношениях с СССР всегда подчёркивал, что именно его партизанская армия практически в одиночку (не считая освобождение Белграда, где ему пришлось делить победу с Красной Армией) очистила страну от фашистов.

Дебют в 1946 году режиссёра Рене Клемана, который, кстати, позже открыл для кино Алена Делона, сравнивают с образцами итальянского кинонеореализма, только-только входившего тогда в кинематографическую моду.

Ещё один редкий образец военного кинематографа на железнодорожную тему — французский фильм «Битва на рельсах». Дебют в 1946 году режиссёра Рене Клемана, который, кстати, позже открыл для кино Алена Делона, сравнивают с образцами итальянского кинонеореализма, только-только входившего тогда в кинематографическую моду.

Фильм, как уже следует из его названия, рассказывает о движении сопротивления французских железнодорожников против немецких оккупантов и состоит из трёх новелл, посвящённых различным аспектам этой борьбы — саботажу, диверсиям, а также возвращению к мирной жизни.

Критики отмечают удивительную естественность игры актёров, детальное, скрупулёзное воспроизведение событий, а также почти по-эйзенштейновски выразительный монтаж.

Видимо, всё это было по достоинству оценено жюри первого в истории Каннского кинофестиваля, который в 1946 году присудил «Битве на рельсах» сразу две награды: фильм получил приз международного жюри, а Рене Клеман был признан лучшим режиссёром. Однако относить этот успех только к художественным достоинствам фильма, видимо, было бы преувеличением.

Французы, фактически без боя сдавшие свою страну нацистам в 1940 году, пытались подправить, в том числе с помощью кино, свой неоднозначный имидж в глазах мировой общественности (прежде всего, англо-американских союзников, которые терпели их в стане победителей только из-за позиции Сталина), особо упирая на героизм участников сопротивления. Послевоенный домашний кинофестиваль в Каннах как раз был очень кстати для решения этой имиджевой задачи.

Артём Войцеховский