Остановился ли поезд? Советская железнодорожная кинодрама актуальна как никогда
Советское киноначальство и идеологи из ЦК КПСС благоволили к производственным драмам с морализаторским пафосом. «Премия», «Мы, нижеподписавшиеся», «И это всё о нём», «Факты минувшего дня» — это неполный перечень таких лент. В их ряду фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе «Остановился поезд» 1982 года кажется ещё одним кинообразцом высокой советской морали, но ряд деталей говорит о том, что он предвосхитил не только перестройку, но и противостояние «консерваторов» и «либералов» постсоветской эпохи.
Фильм предвосхитил не только перестройку, но и противостояние «консерваторов» и «либералов» постсоветской эпохи.
Первые кадры ленты создают аллюзию на сверхпопулярный в СССР фильм-катастрофу «Экипаж», но только с железнодорожной спецификой. И даже с некоторыми элементами «тарковщины»: длинные планы, минимум диалогов. Но на десятой минуте действа всё встаёт на свои места. В город N (фильм снимался на крупном ж/д узле, в городе Малоярославец Калужской области) приезжает следователь Герман Ермаков (роль Олега Борисова) для расследования ЧП. Неподалёку от станции в пассажирский поезд врезается сцепка из грузовых платформ, скатившаяся под уклон и выкатившаяся на главный путь. Жертв среди пассажиров удаётся избежать благодаря самоотверженности машиниста, который сам, впрочем, погибает в аварии.
Задача у Ермакова традиционная: найти виновного или «стрелочника». А его и искать не надо — сцепщик (Михаил Глузский) признаётся, что вместо положенных по инструкции двух тормозных башмаков положил под колёса платформ всего один. Казалось бы, дело раскрыто и следаку можно получать премию в кассе прокуратуры. Но Ермаков из той породы следователей, которые доводят дело до конца, даже если нити преступления тянутся в Кремль.
Получив признания сцепщика и помощника погибшего машиниста, он выявляет целую систему очковтирательства, разгильдяйства и должностной халатности на отдельно взятой станции системы Министерства путей сообщения СССР, из-за которой погибший машинист из героя превращается в виновника ЧП. Но то, что Ермаков считает преступлением, оказывается нормой. Начальник депо (Николай Скоробогатов) заявляет, что если он будет работать по инструкции, то придётся остановить движение поездов в летний период. Знакомо, да?!
Следователь выявляет целую систему очковтирательства, разгильдяйства и должностной халатности на отдельно взятой станции системы Министерства путей сообщения СССР.
Но разоблачительные выводы Ермакова сталкиваются с активным сопротивлением местных властей, не заинтересованных в уголовщине на вверенной им территории. Пафосный очерк в областной газете «Подвиг машиниста» легализует официальную версию героизации участников ЧП.
Неоднозначный финал ленты оставляет зрителей самим догадываться, как будут развиваться события и чья линия в итоге победит — чиновников или не по брежневским временам принципиального следователя.
Но другая линия, куда более серьёзная и глубокая, чем выяснение отношений с лицемерными советскими чинушами, как показала последующая история страны, более однозначна. Авторы фильма, несмотря на недомолвки позднего социализма, столкнули лоб в лоб две идеологии: «сильной руки», которую представлял следователь Ермаков, и «социализма с человеческим лицом» в лице журналиста Малинина (Анатолий Солоницын), автора той самой статьи о героизме железнодорожника. Их дискуссионные диалоги о сфабрикованных делах (намёк на сталинизм), о сильных (точнее — силовых) методах в управлении («тогда жизнь изменится к лучшему»), о необходимости арестов («уж больно много всяких «жуков» поразвелось») звучали не по времени смело.
Фраза, сказанная главным героем ленты — «форма всем к лицу», после 21 сентября 2022 года кажется вообще пророческой
Подтверждением этому стал тот факт, что фильм сразу же был «положен на полку» как антисоветский. В прокат, и то ограниченным тиражом, лента вышла только в конце 1982 года после смерти Брежнева и прихода к власти Андропова, которого считали чуть ли не тайным поклонником Сталина.
Рекомендации vgudok.com
Современному зрителю фильм «Остановился поезд» покажется затянутым и скучным. Но его стоит посмотреть не только ради экскурса в историю страны, но и тех философских обобщений, которые удалось сделать авторам ленты на примере ж/д ЧП и которые продолжают будоражить умы общественности. Главные герои картины, как и всё наше общество, так и осталось разделено неразрешимой альтернативой: «хватит жертв» (журналист-«либерал» Малинин) и «надо карать» (следователь-«консерватор» Ермаков). А уж фраза, сказанная Ермаковым — «форма всем к лицу», после 21 сентября 2022 года кажется вообще пророческой.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok
Артём Войцеховский