«Последнее пристанище человечества — поезд». Что почитать и посмотреть в эпоху самоизоляции

Опубликовано 01 июня 2020

Если на самоизоляции вы уже досмотрели весь телевизор и дошли до истоков интернета, то vgudok.com предлагает вам, дорогие читатели, полезную альтернативу — книги и фильмы. Мы подготовили небольшую подборку книг и кинофильмов, так или иначе связанных с железнодорожной тематикой.

«Вторую жизнь Уве» ставшего писателем шведского блогера Фредрика Бакмана кто-то назовёт трогательной историей человеческой чуткости и теплоты, а кто-то — пропагандой толерантности и «мультикульти». Потому что бывшего работника ж/д депо, пенсионера Уве окружают и мигранты, и гомосексуалисты, и страдающие болезнью Альцгеймера, но всё это вместе создаёт цельную картинку жизни современного шведского и вообще западного общества. Читается книга легко, местами смешно.

О книге отраслевая тусовка вспомнила сразу после блистательного появления в топ-5 крупнейших ж/д операторов РФ компании «Атлант» бывшего главы ФГК Тайчера.

Для тех, кому трудно будет осилить текст, предлагаем вариант с фильмом: экранизация романа претендовала на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке в 2017 году.

Роман «Сластёна» Иэна Макьюэна нельзя назвать железнодорожным в полном смысле этого слова, так как речь в нём идёт о работе английской контрразведки МИ-5 на идеологическом фронте времён холодной войны. Однако исторический фон повествования 70-х годов ХХ века дотэтчеровской Великобритании — постоянные забастовки шахтёров и работников метро, а также сами железные дороги (как важный элемент жизни героев) позволяют внести эту книгу в нашу подборку. Кто читал или смотрел «Искупление» того же Макьюэна, сразу поймёт, что сюжет не так прост, как кажется на первый взгляд. Экранизации пока нет.

Об этой книге отраслевая тусовка вспомнила сразу же после блистательного появления в топ-5 крупнейших ж/д операторов России компании «Атлант» бывшего главы ФГК Алексея Тайчера. Речь идёт, как вы уже, наверное, догадались, об объёмном романе дочери петербургского аптекаря Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Впрочем, советовать вам читать этот как бы философский поток сознания о pure-капитализме мы не будем – уж очень «много букаф» в тексте. А вот посмотреть фильм (2 части), где главные герои — владельцы ж/д оператора — по-разному относятся к социалистическим экспериментам американского правительства, мы рекомендовать вам можем. Но крепитесь! «Экшена» там нет, зато много страданий бизнеса. Актуально, хотя и не про коронавирус.

А вот где есть «экшен», так это в графической антиутопии Лоба и Рошетта «Сквозь снег» и одноимённом фильме, которые заставили нас обратить на них внимание по нескольким причинам. Во-первых, из-за сюжета, где рассказывается о мире недалёкого будущего в бесконечной зиме. Горстка людей спаслась на современном кругосветном поезде: в нём сразу же выстроилась жёсткая социальная иерархия. Проблемы с продовольствием (ну чем не коронавирусный дефицит гречки, макарон), а также слухи о том, что последние вагоны отцепят от поезда (аллюзии с нынешним запретом выходить из дома и выезжать заграницу) приводят к постоянным восстаниям. А рекламный слоган фильма — «Последнее пристанище человечества — поезд» — звучит даже не как пророчество, а констатация факта.

А во-вторых, экранизацию книги 2013 года сделал Пон Джун Хо — триумфатор Оскара-2020, получивший четыре главных награды за фильм «Паразиты», в том числе и как лучший режиссёр.

Рекламный слоган фильма — «Последнее пристанище человечества — поезд» — звучит даже не как пророчество, а констатация факта.


По мотивам книги и фильма готовится сериал «Сквозь снег», премьера которого намечена на 31 мая 2020 года.

Детектив «Девушка в поезде» Полы Хокинс погружает в мир железнодорожного вуайеризма. Героиня романа Рэйчел ежедневно наблюдает за жизнью пары из окна электрички, пути которой проходят в непосредственной близости от домов. Но однажды она замечает то, чего другие не видели. Рэйчел оказывается втянутой в весьма запутанную историю. В общем, саспенс на саспенсе и саспенсом погоняет в лучших традициях Хичкока.

Поэтому книгу тут же экранизировали: фильм с Эмили Блант в главной роли хоть и не снискал призов и наград кинофестивалей, зато собрал 173 млн долларов прокате.

13 апреля на HBO стартовал сериал «Беги» от создательниц другого популярного сериала «Дряни» — Вики Джонс и Фиби Уоллер-Бридж. 17 лет назад двое влюбленных молодых людей Руби и Билли, окончивших колледж, договорились, что в любое время могут обменяться эсэмэсками с текстом «БЕГИ», чтобы бросить всё, встретиться на Центральном вокзале Нью-Йорка и отправиться в путешествие. В основном на поезде. За неделю ж/д вояжа герои должны решить, остаются ли они вместе или расстаются навсегда.

Как пишут кинокритики, это отличный «замес» из романтики, триллера, комедии, обильно сдобренный хичкоковским саспенсом.

Как пишут кинокритики, это отличный «замес» из романтики, триллера, комедии, обильно сдобренный хичкоковским саспенсом. Те же кинокритики обращают внимание, что в сериале в той или иной форме цитируются фильмы Хичкока, имеющие отношение к железным дорогам: «К северу через северо-запад», «Леди исчезает», «Незнакомцы в поезде». Кстати, тоже повод освежить в памяти эти шедевры киноклассики в период самоизоляции.

Вновь, как после покупки в 2003 году английского футбольного клуба «Челси», удивил миллиардер, совладелец «Евраза» и бывший совладелец «ТрансКонтейнера» Роман Абрамович. На портале «Кинопоиск» вдруг появилась его личная страница, где он фигурирует в качестве продюсера. И спродюсировал он не абы что, а новый фильм Романа Полански «Офицер и шпион» (оригинальное название — «Я обвиняю»). Лента киномастера, преследуемого американским правосудием за изнасилование несовершеннолетней, была отмечена «Особым призом жюри» на Венецианском кинофестивале в 2019 году.

Куда значительнее финансовой составляющей идеологический «месседж» картины, который явно близок по духу самому Абрамовичу.

Дело офицера французской армии, еврея Альфреда Дрейфуса, обвиненного в шпионаже в пользу Германии, как и «дело Бейлиса» в царской России, стало символом ксенофобии и расовой нетерпимости начала ХХ века. Впрочем, для самого Полански важен не столько сам факт нетолерантности, а несправедливые обвинения и судебное преследование невиновного, каковым себя считает и сам режиссер.

С коммерческой точки зрения работу Романа Абрамовича можно назвать тем самым первым блином, который комом: при бюджете в 22 млн долларов фильм собрал в прокате 18 млн, из них в России — скромные 195 тыс. долларов. Но куда значительнее финансовой составляющей идеологический «месседж» картины, который явно близок по духу самому Абрамовичу.

Оксана Войцеховская