«Убийства в спальном вагоне». Железнодорожный детектив — как путешествие в Париж 60-х годов
Во второй половине XX века кино и поезд были неразрывно связаны. Романтика странствий должна была сопровождаться либо скрипом автомобильной резины, либо стуком железнодорожных колёс.
Уставшим от детективных сериалов, но любящим закрученные сюжеты обязательно понравится ладно скроенный динамичный 90-минутный полицейский фильм, в котором есть всё, кроме цвета и спецэффектов. И простая чёрно-белая картинка позволяет увидеть в фильме больше, чем расследование таинственного убийства красивой молодой манекенщицы в спальном вагоне поезда «Марсель — Париж». Вначале вы погрузитесь в атмосферу 6-местного спального вагона 2-го класса, увидите всё те же парижские вокзалы, а затем погрузитесь в быт Парижа 60-х.
Нищие каморки, квартира состоятельной актрисы, небольшая мансарда молоденькой сотрудницы статистического бюро, французские кафе и полуосвещённые вечерние улицы — всё это рассказывает о том, что было в городе до нашествия толп «варваров» из туристов и иммигрантов. Скромные автомобили и мотоциклы создают представление о жизни до победы культуры потребления, когда простые французы разнообразно трудились, пили красное вино и курили «Gitanes».
Несмотря на то, что для ставшего впоследствии крайне знаменитым (лауреатом всего и «Оскара» тоже) Коста-Гавраса это была дебютная работа, в ней снялись звёзды французского кино. Ив Монтан показывает безупречный актерский мастер-класс. Иногда хочется сказать: так в кино больше не работают. Он отдаёт себя целиком каждому кадру. Даже в 3-секундном проходе по коридору он мимикой и жестом успевает выразить отношение своего героя к мизансцене. Получается не проходной кадр-связка, а мини-пьеса. Его дуэт с Симоной Синьоре, на которой он был тогда женат, не просто шедеврален, но и мил.
Режиссёр в сцене допроса Монтаном Синьоре вдруг на секунду превращает беседу полицейского инспектора и свидетеля в спокойный семейный разговор перед телевизором. Но только на секунду… Как вспышка освещает тёмный закоулок целиком, а потом мы снова видим только пятно от фонаря. Прекрасен в своей порочности Жан-Луи Трентиньян. Ну и отдельно прекрасны толерантные, но неполиткорректные по нынешним временам аллюзии на то, что порок, разврат и гомосексуализм до добра не доведут.
Фильм снят по роману Себастьяна Жапризо — известного во Франции автора полицейских романов. Для любителей детективов можно смело рекомендовать этого автора и экранизации его книг. Стиль Жапризо так же безупречен, как и английские детективы. И в кинороманы перенесли первоклассные режиссёры.
Фильм «Убийства в спальном вагоне» был отреставрирован и оцифрован в 2016 году под контролем самого Коста-Гавраса (греч. — Константинос Гаврас), поэтому картинка не будет раздражать рябью и недостаточной чёткостью молодое поколение. Если вы хоть чуть-чуть знаете французский, рекомендуем смотреть фильм с субтитрами. Язык простой, произношение актёров безукоризненно, а интонации и голоса — это отдельное удовольствие. В свободном доступе «Убийства в спальном вагоне» есть в интернете.
Дмитрий Борисов