«Впереди океан»: как без секса и рок-н-ролла сделать интересное кино о БАМе?

Опубликовано 03 мая 2024

В СССР секса, может быть, и не было (что, на самом деле, выдернутая из контекста фраза), но пиар был точно. В то время он назывался по-другому: художественное воплощение трудового подвига советского народа. Одним из таких воплощений стал трехсерийный телефильм «Впереди океан», посвящённый строительству Байкало-Амурской магистрали.

В высших эшелонах партийной власти понимали значение массовой культуры в формировании правильного мировоззрения. Вспомним хотя бы знаменитый ленинский афоризм «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Поэтому Всесоюзной ударной комсомольской стройке, призванной вдохнуть жизнь в порядком уже подзатухший к середине 70-х годов ХХ века коммунистический энтузиазм, в ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ придавали особое значение.

Владимир Лаптев со своим минисериалом «Впереди океан» 1983 года смог пройти между струйками дождя.

Кроме традиционной агитации — плакаты, собрания, лекции, митинги и пр. — значительный акцент с учётом веяний времени был сделан на визуальном образе стройки века. «Даёшь, БАМ!» (1974), «Письма из БАМа» (1980), «Серебряный рельс» (1975), «Безбилетная пассажирка» (1978; в этом фильме, кстати, свою первую главную роль сыграла Татьяна Догилева), «Лучшая дорога нашей жизни» (1984) — это только небольшая часть из той огромной работы советских пропагандистов (тогда слово «пиарщик» в нашей стране ещё не знали), которую они проделали для создания правильного образа ударной стройки и советского человека на ней.

В известном анекдоте начальник поставил сотруднику задачу: выдал кубики с буквами А, О, П и Ж, и сказал, что пока тот не сложит из них слово «СЧАСТЬЕ» — с работы не уйдёт. Примерно такая же по сложности задача стояла перед советскими кинематографистами: как из ограниченного набора творческого инструментария (соцреализм, минимум обнажёнки, никаких сексуальных перверсий, кровавых разборок и прочих элементов буржуазного масскульта) выдать смотрибельный художественный продукт.

В этом контексте Владимир Лаптев со своим минисериалом «Впереди океан» 1983 года смог пройти между струйками дождя. С одной стороны, фильм удивительным образом отличается от многих киноподелок того времени тем, что в нём нет бьющего через край пафоса, присущего агиткам. С другой стороны, режиссёру удалось без запрещённых на советском телеэкране секса и рок-н-ролла (не говоря уже о третьей составляющей триады) сделать интересное производственное кино.

Главный герой фильма — член партии, ударник и, наконец, просто красавец-мужчина Константин Басаргин оказывается, так сказать, перевёртышем.

Главный герой фильма — член партии, ударник и, наконец, просто красавец-мужчина Константин Басаргин (роль исполняет Валерий Рыжаков) оказывается, так сказать, перевёртышем. С одной стороны, это эффективный менеджер, под началом которого бригада даёт выдающиеся результаты по сооружению тоннеля на хребте Карачаныш (возможно, это Северо-Муйский или Байкальский тоннель в реальной жизни), харизматичный лидер, к которому тянется коллектив, любимец женщин.

Однако при более близком знакомстве этот ударник коммунистического труда показывает своё истинное лицо. Он — циник и лицемер. Публично заявляет, что без его выдающихся компетенций стройка бы никогда бы не была примером для подражания другим участкам магистрали. Неслучайно СМИ чуть ли не ежедневно упоминают бригаду Басаргина в числе лучших. Он предприимчиво сотрудничает с начальником строительства, ведёт с ним не совсем легальные шашни по учёту сделанной работы, и интимно любезничает с представителем, точнее, представительницей обкома партии, располагая её к себе. Девушку Ирину (в исполнении Ольги Харченко), с которой он крутил роман на «Большой земле» и которая на крыльях любви прилетела к нему в Карачаныш, строитель коммунизма отшивает, так как он не готов к постоянным отношениям.

В общем, пролетарий, передовик и ударник оказался с гнильцой, что по временам начала 80-х можно считать настоящей крамолой. И даже после отторжения коллективом зазвездившегося начальника, переосмысления им своего кредо, финал фильма не даёт однозначной трактовки — примет ли обратно коллектив своего блудного босса или выбросит на обочину социалистической жизни. Неслучайно «Впереди океан» показали по ТВ всего один раз в 1983 году: наверху, видимо, всё-таки поняли, какую неоднозначную ленту снял Владимир Лаптев и как неправильно может её интерпретировать советский зритель.

В общем, пролетарий, передовик и ударник оказался с гнильцой, что по временам начала 80-х можно считать настоящей крамолой.


Интересные детали добавляет финансовая сторона производственных отношений на БАМе. У бригады имеется т.н. чёрная касса, официально называемая кассой взаимопомощи. Однако распоряжается Басаргин ею единолично, берёт деньги на свои нужды и раздаёт их с барского плеча своим подчинённым. Пачками наличности он швыряется так, как будто дело происходит не в сибирской тайге в эпоху развитого социализма, а в офисе частной компании в «Москва-Сити» в наши капиталистические дни.

Рекомендации vgudok.com. Тем, кто пропустил эту ленту во время её показа по ЦТ СССР, а также всем любителям советского кино- и телеретро, «Впереди океан» стоит посмотреть. Тем более что, несмотря на жанр производственной драмы, это скорее производственная мелодрама, где мелодрамы значительно больше производства. Авторам картины удалось избежать лозунговости и коммунистического морализаторства, сохраняя при этом правдивость образов и характеров (для сравнения — другой образец советского производственного кино о жизни в Сибири примерно того же времени: вымученный неправдоподобный телесериал «И это всё о нём»). Актёры не халтурят, играют искренне и с душой.

Коллегам из РЖД мы могли бы посоветовать в связи с 50-летием БАМа, которое отмечается 8 июля, на одном из телеканалов организовать постоянную рубрику, например, «КиноБАМ», где демонстрировать фильмы об этой последней мегастройке социализма, которая снова стала актуальна для ж/д инфраструктуры в наши дни. В том числе и «Впереди океан».

Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на новый Telegram-канал экосистемы ВГУДОК — @Vgudok.PRO

Иван Афанасьев