Железнодорожная киноистория. Кинорецензия vgudok.com на фильм «Честь» 1938 года
Тот редкий случай, когда однозначно к просмотру фильм рекомендовать не станем, а читателю предстоит самому вынести решение после прочтения рецензии. Это безусловно исторический документ, слепок эпохи и пропагандистское кино, предназначенное для оболванивания всех и каждого, и особенно железнодорожников.
Сюжет прост: в депо орудует троцкистско-бухаринская банда. Весь фильм посвящён её разоблачению. Из интересного — сцены ж/д аварий, которые сняты с совершенно голливудским подходом. Ну, кадры застолий — прекрасная иллюстрация быта путейцев и машинистов в 30-е. Прекрасны паровозы и составы. Из фильма с удивлением выясняется, что на железнодорожных предприятиях были не только партийные организации, но и политотделы.
В остальном изумляет изображение рабочего класса, как неразумных детей.
Их надо опекать, воспитывать, ими надо управлять, а то соседские хулиганы сбивают их с пути истинного. А машинисты или деповские рабочие сами не в состоянии понять, кто честный человек, а кто лжец. Троцкистско-бухаринская сволочь — настоящие мерзавцы. Им мало вредить и устраивать диверсии, они ещё и сеют сплетни, разрушают крепкие семьи. И обязанность всё восстановить и возродить ложится на опытных коммунистов и НКВД.
Как обычно в 30-е гг. — изумительный кастинг. Старые театральные традиции диктуют практику «говорящих» лиц. То есть с первого взгляда ясно, кто верный сталинец, кто троцкист, а кто неразумный ребёнок.
В качестве оригинального хода — незримое присутствие наркома путей сообщения. Поздним вечером у начальника политотдела звонит телефон:
– Здравствуйте, Лазарь Моисеевич! — бодро приветствует собеседника на том конце провода комиссар. И до всего есть интерес у Кагановича! И до плана, и до конкретных людей. Обо всех он думает и не спит глубокой ночью.
В этот момент мне показалось, что приблизительно такой же шухер должен производить звонок Белозёрова географически отдалённым подчинённым. Жалко только сейчас разоблачать некого.
А то быстро бы разобрались, кто в чём виноват.
Фильм заканчивается эпическим совмещением художественных кадров и документальных. Герои со свеженькими орденами на пиджаках присутствуют на съезде железнодорожников. И тут включается документалка, где самый настоящий Лазарь Моисеевич докладывает о том, что гады и предатели разоблачены.
Некоторые историки кино утверждают, что этот фильм имеет смысл смотреть ради спецэффектов. Режиссер Евгений Червяков — один из нереализовавшихся талантов ленинградской киностудии. В 1941 году он вступил в ополчение и погиб в феврале 1942-го.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото и видео контент на нашей странице в Instagram
Дмитрий Борисов